Международный педагогический конгресс «НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Глубокоуважаемые коллеги!

 

09–11 ноября 2023 года Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Общества русской словесности и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) организует

 

Международный педагогический конгресс

«НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

В рамках Конгресса пройдёт комплекс научных, образовательных и просветительских мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения основоположника отечественной научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского:

 

9 ноября 2023 года

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНГРЕССА

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Дискуссионная площадка

«НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ: ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ»

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Подведение итогов Международного конкурса «Учитель и его ученики на пространстве СНГ», посвященного 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского и Году русского языка как языка межнационального общения в странах СНГ

Подведение итогов Молодежного конкурса научных и творческих работ учащихся вузов стран Содружества Независимых Государств «Живое слово классика: к 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского»

 

10 – 11 ноября 2023 года

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЪЕЗД УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Московский педагогический государственный университет

Пекинский университет иностранных языков

Шэньсийский педагогический университет

Ассоциация русистов Словакии

Вопросы для обсуждения

  • Классическая литература и современность
  • Русская словесность в системе гуманитарных знаний
  • К.Д. Ушинский о роли языка и культуры в воспитании молодёжи
  • Исследование лингвистической мысли К.Д. Ушинского
  • Проблема сохранения русской речевой культуры: язык печатных и цифровых медиа
  • Непрерывное педагогическое образование и профессиональный рост учителя словесности
  • Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в преподавании словесности
  • Разговоры о важном: литература для детей и о детях
  • Писатель и эпоха: к 200-летию со дня рождения А.Н. Островского
  • Роль библиотек в школьном образовании
  • Образовательный потенциал литературных музеев России и зарубежья
  • Молодежная дискуссионная площадка «Учитель словесности в современной школе»
  • Литературная гостиная (встреча с писателями)

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЪЕЗД ПСИХОЛОГОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Санкт-Петербургский государственный университет

Высшая школа экономики

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Томский государственный университет

Сочинский государственный университет

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Уральский федеральный университет

Южный федеральный университет

Вопросы для обсуждения

  • Трансформация педагогической психологии в условиях дистанционного образования
  • Вопросы киберпсихологии, цифровой компетентности и безопасности
  • Социально-психологические вызовы современного мира
  • Междисциплинарные исследования детства
  • Психологическая безопасность образовательной среды
  • Профилактика посттравматических расстройств в высшей школе
  • К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии
  • «Человек как предмет воспитания» в концепции К.Д. Ушинского

 

Международный круглый стол

«ДИДАКТИКА ПЕРЕВОДА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Литературный институт имени А.М. Горького

Московский государственный лингвистический университет

Пекинский педагогический университет

Пекинский университет иностранных языков

Хэйлунцзянский университет

Вопросы для обсуждения

  • Дидактика перевода
  • Интеллект для перевода – искусный или искусственный?
  • Развивающая функция переводческой деятельности
  • Воспитательная функция переводческой деятельности
  • Перевод – осознание и освоение «чужого»
  • Аксиология перевода
  • Эпистемология перевода

Международный круглый стол

«НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ: ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА В ПЕДАГОГИКЕ»

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Воронежский государственный университет

Южно-Уральский государственный университет

Высшая школа экономики

Вопросы для обсуждения

  • Современные лингвистические теории в обучении русскому языку
  • Искусственный интеллект и большие языковые модели: новые возможности и вызовы
  • Digital humanities в преподавательской и исследовательской деятельности словесника
  • Лингвистические корпусы, базы данных и другие ресурсы цифровой среды в изучении иностранных языков
  • Цифровые научные проекты в изучении, преподавании и популяризации родных языков и литератур
  • Национальный корпус русского языка на уроках русского и литературы
  • Использование лингвистических ресурсов в олимпиадах по русскому языку
  • Молодёжный круглый стол по полевым исследованиям малых языков и культур

 

Международная научно-практическая конференция

«РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОСТИ»

Институт русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Институт русского языка Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Институт международного образования Воронежского государственного университета

Вопросы для обсуждения

  • Проблемы нормативного регулирования образовательного процесса по русскому языку как иностранному на различных уровнях освоения программ высшего профессионального образования
  • Проблемы обеспечения преемственности в содержании языковой подготовки на уровнях освоения дополнительной и основных профессиональных образовательных программ
  • Научный стиль речи и язык специальности как инструменты интеграции иностранных обучающихся в академическую среду вуза
  • Лингводидактические аспекты преподавания общеобразовательных дисциплин на этапе предвузовской подготовки
  • Учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка как иностранного в цифровую эпоху
  • Формирование профессионального портфолио преподавателя РКИ
  • Демонстрационная площадка (мастер-классы, демоверсии компьютерных обучающих программ с сопроводительными методическими комментариями)

 

Всероссийская научно-практическая конференция

«ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Сибирский федеральный университет

Центр родных языков и культур народов России РАО

Отдел языков народов Российской Федерации Института лингвистических исследований РАН

Научный центр по сохранению, возрождению и документации языков России Института языкознания РАН

Чеченский государственный педагогический университет

Дагестанский государственный университет

Уфимский университет науки и технологий

Вопросы для обсуждения

  • Родные языки в системе дошкольного и начального школьного образования
  • Отечественные и зарубежные практики сохранения лингвокультурного наследия
  • Традиции и перспективы переводов литератур народов России
  • Современные технологии в сохранении, изучении и преподавании языков народов Российской Федерации
  • Молодежная презентационная площадка «Просветительские проекты: культура в цифре»

 

Всероссийское совещание

«ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

ФУМО ВО по УГСН 45.00.00 «Языкознание и литературоведение»

ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»

ФУМО по общему образованию

 

Подробная информация о каждом мероприятии публикуется на странице Конгресса (http://philol.teacher.msu.ru/congress2023).

Регистрация участников открыта на странице Конгресса: http://philol.teacher.msu.ru/congress2023.

К участию приглашаются специалисты в области языкознания, литературоведения, переводоведения, культурологии, педагогики и психологии; сотрудники музеев и библиотек; представители издательств; учителя, преподаватели, аспиранты и студенты.

Формат проведения конгресса очно-дистанционный.

 

С уважением, Оргкомитет.

(kirillitsa@philol.msu.ru)